Частые вопросы и ответы
Вопрос: Настала пора отпусков и каникул – время путешествий, экскурсий и прочих географических развлечений, требующих мобильности. Сегодня родители задаются вопросом совмещения полезного и бюджетного с приятным и познавательным. Одна из обсуждаемых тем: как добраться из пункта А в пункт Б в эконом-варианте. Тем более, что определенные льготы деткам предусматривает закон.
Ответ:
Как есть
Итак, в офисе главного перевозчика района – филиале №16 ОАО «Гомельоблавтотранс» подтвердили, что рассчитывать на бесплатный проезд могут дети до 7 лет и только в пригородном сообщении. Этот бонус для родителей соответствует Закону «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». В межгородских автобусах разрешается перемещаться бесплатно только малышам до пяти лет, но при этом, ребята до 10-ти могут оплачивать билет со скидкой 50%. Если вашему чаду уже одиннадцать, извольте погасить полную стоимость. Правда, с филиалом №16 далеко не уедешь, поскольку на предприятии один межрегиональный маршрут и тот транзитом – Столин – Минск. Ходит автобус по понедельникам, воскресеньям и пятницам. Цена проезда чуть выше 15 рублей. При этом, индивидуальные предприниматели предлагают полный сервис дешевле – за 12 рублей и менее комфортный – в микроавтобусе. На попытку выяснить, есть ли льготы для деток разного возраста, один ИП посоветовал: «Позвоните за день, забронировав место, и мы на ребенка рубля три сбросим!». Другой категорично заявил об отсутствии каких-либо скидок. Третий вообще «порадовал» скорым перерывом маршрута на отпуск. В указанных случаях речь шла о перевозках в Минск и Гомель. Ах да, и все организации детей до пяти лет перемещают бесплатно, если они едут на коленях мам-пап, то есть без отдельного места.
Как должно быть
Рассказала адвокат
Наталья Мазуркевич:
– Вне зависимости от формы собственности, все перевозчики обязаны следовать законам Республики Беларусь. В том числе, это касается пассажирских перевозок, скидки на которые для детей предусмотрены Законом «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Даже, если бизнесмены называют процесс нерегулярным. Ведь все ИП зарегистрированы на территории государства, платят налоги, а как часто они выезжают, зависит от них самих.
Комментарий адвоката дополняет регуляторный акт, и по всему выходит, что проблемы шерифа (читай, перевозчика) индейцев (читай, несовершеннолетних) волновать не должны. А закон утверждает, что дети до семи лет могут ездить бесплатно на всех видах городского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства. Проживающие в сельской местности также пользуются автотранспортом общего пользования регулярного международного сообщения в пределах административного района по месту жительства (исключение: проезд на международном автомобильном транспорте). Они имеют право на проезд даром на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском пригородном транспорте, кроме такси. На пассажирском международном транспорте это право (бесплатный проезд) актуально в поездах внутри страны и на таких же линиях автомобильного транспорта – для детей до 5 лет (без отдельного места).
Чему и следуют в филиале №16, а ребята от 5 до 10 лет могут ездить в пассажирских поездах, автобусах, маршрутках по льготному тарифу (минус 50%). Школьники, проживающие в сельской местности, с 1 сентября по 30 июня бесплатно добираются до альма-матер и обратно.
Кроме того, Белорусская железная дорога предлагает дополнительные скидки на билеты в пассажирских поездах. С 1 октября по 30 апреля организованные группы детей от 10 до 24 человек могут рассчитывать на бонус 10 процентов, при численности 25 ребят и больше – скидка 15%.
Как поступать
Во-первых, можно позвонить тому ИП, что «сбросит на проезд ребенка три рубля», это будет чуть дешевле. Но для многих родителей дело даже не в деньгах, а в принципе. Потому, во-вторых, можно в Минск выбрать филиал №16 и без нервов воспользоваться законными льготами. Ну, а в-третьих, конечно, поспорить. При этом, водителю (если он наемный работник) доказать свою правоту практически невозможно. Потому, изначально испортив настроение в транспорте, есть шанс восстановить справедливость в суде. В районе таких прецедентов еще не было, но всегда есть кто-то первый. А еще – здесь не паханное поле для здоровой конкуренции перевозчиков: включи закон и к тебе массово пойдут летом дети. Сарафанное радио работает эффективнее любых телеканалов.