Древний Туров
Святитель Кирилл Туровский, епископ Туровский
Святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский
Город Туров
Туров — один из древнейших городов на территории Беларуси. В "Повести временных лет" он впервые упоминается под 980 г. По древности он уступает только Полоцку, известному с 862 г. Туров — древнейший город на территории летописного племени дреговичей, одного из наиболее развитых восточнославянских племен, имевших свое княжение еще до вхождения его в состав древнерусского государства с центром в Киеве. Очевидно, он был наиболее крупным населенным пунктом на территории дреговичей и являлся экономическим и политическим центром, своеобразной столицей княжения, сложившегося на территории расселения этого племенного союза.
В истории древней Руси Туров играл довольно значительную роль. Это нашло свое отражение в том, что он одним из первых выделился в самостоятельное княжество при первом же делении Киевского княжества в 988 г. Владимиром Святославичем между своими сыновьями. Туров был выделен третьему по старшинству сыну Владимира — Святополку, чем подчеркивалось значение города, уступавшего лишь Новгородскому и Полоцкому княжествам, выделенным старшим сыновьям Владимира — Вышеславу и Изяславу. В Турове была основана одна из первых епископий на Руси. Туровское княжество в числе первых начало предпринимать попытки к получению политической самостоятельности и независимости от Киевского великокняжеского престола еще при жизни Владимира Святославича в начале XI в. В дальнейшем, при последующих делениях Киевского княжества, оно выделялось старшим сыновьям киевских князей, производивших раздел Киевской Руси. Важное значение Турова подчеркивалось также его почти постоянным нахождением в 11 в. в распоряжении старшей наследственной линии великих князей киевских. Как правило, он отдавался прямым наследникам киевского великокняжеского престола, и очень часто прямо с туровского престола они переходили на киевский великокняжеский. После смерти Владимира Святославича в 1015 г. его преемником на киевском великом княжении стал его сын — туровский князь Святополк Владимирович, после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. — его сын —туровский князь Изяслав, а после смерти великого князя киевского Всеволода Ярославича (последний сын Ярослава Мудрого) в 1093 г. киевский престол вновь занимает туровский князь Святополк Изяславич, сын старшего сына Ярослава Мудрого.
Значение Турова в политической жизни древней Руси и в жизни дреговичей было столь велико, что его именем стало называться новое общественно-политическое формирование — Туровское княжество сложившееся на базе предшествовавшего княжения дреговичей дофеодальной эпохи. Но с 12 в. значение Турова в общеполитической жизни древней Руси падает. Это объясняется активизацией исторических событий на порубежье с половецкой степью, созданием крупных экономических и политических центров в Поднепровье (Черниговское княжество), северо-восточной Руси (Владимиро-Суздальское княжество), на юго-западе русских земель (Галицко-Волынское княжество).
Туров редко упоминается в летописях, значительно чаще встречаются записи о Туровском княжестве и туровских князьях. Непосредственное отношение к городу Турову имеют лишь две записи. Под 980 г. летописи сообщают о том, что «...бе бо Рогволод пришел из-за моря и имяше волость свою в Полотьске, а Тур Турове, от него же и Туровци прозвашася».
Достоверность сведений о Рогволоде в этой записи проверяется другими сообщениями летописца и не оспаривается исследователями, как сообщение о князе Туре. Однако совпадение названия города Турова и имени князя Тура позволило некоторым исследователям высказать предположение, что речь идет об этимологической легенде, призванной объяснить происхождение названия города и оправдать столь близкое созвучие имени князя и названия города. Тем не менее вызывает сомнение название древнерусского города именем варяжского князя поскольку подобных прецедентов не знает древнерусская этимология. Следует учитывать при этом, что на территории древней Руси было очень много названий рек, озер и населенных пунктов с корнем "тур". Скорее всего их этимология связана не с именами скандинавских князей, а с названием местного восточнославянского происхождения. Патронимическая форма названия города указывает на принадлежность города лицу с именем Тур. Но в древнерусском языке отсутствовало такое имя. Возможно, это было прозвище лица, основавшего и владевшего этим городом. Подобные прозвища существовали в древнерусском обиходе.
Второе объяснение названия города происходит от названия дикого животного - тура, которое в изобилии присутствовало на наших землях.
Третье предположение связывает название Турова с башней-турой.
Предполагают, что на месте, где возник Туров в глубокой языческой древности было капище - место поклонения и жертвоприношения идолу-заступнику имя которого Тур.
Существуют топонимические сведения о том, что приток Припяти р. Струмень, протекающая возле туровского городища, ранее называлась р. Тур. Упоминание о р. Тур встречается также в работе епископа Минского и Туровского Евгения, посвященной исследованию деятельности Кирилла Туровского. К сожалению, у этих сведений отсутствует первоисточник, что лишает нас возможности произвести дополнительную проверку такого названия протока р. Струмень. Современное местное население рек и протоков под таким названием вблизи городища не знает. Поэтому как ни заманчива возможность использовать название р. Тур для объяснения происхождения названия города, от нее приходится отказаться как от недостаточно убедительно доказанной.
Второе летописное упоминание Турова связано с событиями 1158 г. Внук туровского и великого киевского князя Святополка Изяславича Юрий Ярославич совершил дерзкую попытку восстановить самостоятельность туровского княжества, независимость от киевского великого князя и династию Изяславичей на туровском престоле после того, как в связи со смертью Святополка Изяславича в 1113г. оно сначала попало в зависимость от великого князя киевского Владимира Всеволодовича Мономаха, а с 1125 г. после его смерти отошло его сыну Вячеславу Владимировичу. В 1142 г. черниговский князь Всеволод Ольгович, заняв киевский престол, отдает Туров своему сыну Святославу. В бурных событиях 40-50-х годов XII в., когда на киевском великокняжеском престоле происходят многократные смены правителей из династии Мономашичей и черниговских Святославичей. Туров, Туровская земля и отдельные ее города (с прилегающими землями) служат средством удовлетворения запросов союзников и противников великого князя и переходят из рук в руки. В условиях кратковременных правлений очередных временных владельцев страдали интересы местного населения. Поэтому решительная попытка Юрия Ярославича в 1158 г. восстановить самостоятельную династию на туровском престоле встретила горячую поддержку местного населения, хорошо помнившего и понимавшего преимущества самостоятельности и независимости в сравнении с условиями временных владений и постоянной смены правителей. Очевидно, в Турове еще были сильны определенные слои населения, близкие в прошлом к Изяславичам и сохранившие о них добрую память, которые связывали с их возвращением на туровский престол определенные надежды.
Воспользовавшись вспышкой очередного обострения борьбы за киевский великокняжеский престол после смерти Юрия Владимировича Долгорукого (1157 г.), Юрий Ярославич внезапно захватил Туров вопреки воле очередного киевского князя. Заняв киевский престол, Изяслав Давыдович к походу на Юрия Ярославича привлек силы Киевского, Черниговского, Владимирского, Галицкого, Смоленского княжеств и отряды кочевников-берендичей. Подобная концентрация сил крупнейших княжеств говорит об активной поддержке Юрия Ярославича широкими слоями местного населения, а так же о том, что Туровское княжество представляло собой значительную силу, а город Туров был сильно укреплен, хорошо приготовлен и приспособлен к длительной обороне.
В древней Руси городом назывался населенный пункт, защищенный оборонительными сооружениями. Очевидно, оборонительные сооружения древнего Турова были очень сильны, так как оказались неприступными для объединенного войска крупнейших княжеств древней Руси. По-видимому, они были возведены еще в 11 в., поскольку в бурных событиях 12 в. при кратковременных владениях Туровом практически некому было заниматься возведением мощных оборонительных сооружений и укреплений. Недостаток письменной информации о древнем Турове восполняют археологические исследования его древнего городища.
Туров был не только большим политическим центром, но и одной из культурных столиц древнерусской земли. В самом начале 11 века при Святополке в Турове основана епископская кафедра. В Турове согласно летописи на начало 12 века было около 40 церквей, а по преданиям — 75-80. Доподлинно известны: Храм 12 века, Спасов и Богородицкий храмы или монастыри, Борисоглебский монастырь, Никольский монастырь, Варваринский монастырь, монастырь во имя св. Николая, Спасо-Троицкая церковь, Спасо-Преображенская церковь. Ильинская церковь, Петропавловская церковь, Всехсвятская церковь.
Центральной фигурой является Кирилла Туровский - епископ туровской епархии, активный деятель и распространитель христианского учения. Он подарил современникам чудесные молитвы, проповеди и притчи. Его произведения пользовались огромной популярностью в Древней Руси и за её пределами. Включались в состав лучших произведений православной церкви «Златоуст» и «Торжественник». Их изучали и писали, подражая им. Годом его рождения считается 1130, а годом смерти - 1186.
Свидетельством высокого уровня культуры является широкое распространение письменности, возникновение местных центров обучения и местного летописания, возникновение местных преданий и письменных произведений. В 1865 году в Турове в Спасо-Преображенской церкви найдены остатки Евангелия 11 века, писанного каштановыми чернилами древним уставом - разборчивым геометрическим почерком на листах толстого пергамента малой четверти (около 22. 2 сантиметров в длину и 17.8 сантиметров в ширину). От Туровского евангелия сохранились только 10 листов. В сохранённом фрагменте древней рукописи находятся 11 инициалов -- украшенных больших букв, которые раскрашены в три цвета - синий, зелёный и красный. Это находка одного из древнейших произведений на Руси свидетельствует о раннем распространении письменности и христианства в Турове. Возможно, здесь в столице одного из важнейших княжеств, а также епархии сложился центр древнерусской культуры и письменности. Можно предположить, что жена Святополка Изяславовича гречанка Варвара прибыла в Туров вместе со своей свитой - образованными приближёнными, что содействовало увеличению культурного уровня населения города. Евангелие представляет собой богослужебный сборник евангельских читаний, которые размещаются в нём по порядку чтения отдельных фрагментов во время соборного богослужения. Евангелие состоит из двух частей: 1 отражает так называемый движимый богослужебный цикл церковного года от пасхи до пасхи, 2 - недвижимый, от начала гражданского года до его окончания.
В ½ XIV века Турово-Пинское княжество вошло в состав ВКЛ.
В 1508 г. Туров стал столицей мятежа Михаила Глинского против великого князя Литовского Сигизмунда I.
В 1793 г. Туровский край присоединен к Российской империи.
В Турове родился епископ Туровской епархии Кирилла Туровский, Константин (Василий) Острожский. Бывали в Турове: А. Г. Лукашенко, патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Филорет Минский и Слуцкий патриарший экзарх всея Беларуси
Народное предание гласит про одного туровского святого, который похоронен на Борисоглебском кладбище. Его звали Мартин. Это был старый кухарь туровских епископов. Он тяжело заболел, и боль была невыносимой. Мартин лежал в своей кельи и молился, прося у Бога смерти. В этот момент перед ним появились святые Борис и Глеб. Они накормили его хлебом и напоили водой, которую зачерпнули в колодце, ранее выкопанном Мартином на краю кладбища. После этого произошло чудо – Мартин выздоровел. А вода в колодце, которая раньше была жёлтой и невкусной, так как рядом было болото, стала чистой и прозрачной. Когда больному человеку её давал сам Мартин, тот выздоравливал. В 2003 году на Борисоглебском кладбище был найден Мартинов колодец, и он обрёл вторую жизнь.
Перед смертью Мартин сказал: «И могилу мою потеряете, но я через столетия покажу, где лежу, и служить буду...». Внезапно, в конце 20 века, на Борисоглебском кладбище начал расти крест. Он постепенно выходит из земли излучая внутреннее тепло. За несколько лет он подрос на 10 см. Крест продолжает выходить из земли. Он сразу стал местом, к которому потянулись паломники - люди верят в его чудесную силу и помощь от болезней.
Некоторые местные старожилы говорят, что этот крест был найден одним человеком в Припяти и глубоко закопан среди могил. Специалисты предполагают, что крест 12 века похож по форме на два креста, которые хранятся в церкви Всех Святых. Появление креста туровцы твёрдо связывают с именем святого Мартина, который сдержал своё слово и указывает на свою обитель.